Creedence Clearwater Revival - Bayou Country
Bayou Country ("Страна Байю", можно даже перевести как "Болотный край") - второй альбом американской рок-группы Creedence Clearwater Revival, выпущенный компанией Fantasy Records в феврале 1969 года и ставший первым из трех альбомов, вышедших в том году. Это первый альбом группы, ставший платиновым, а затем и мультиплатиновым. Сингл с альбома "Proud Mary/Born on the Bayou" стал первым золотым синглом Creedence.
ИСТОРИЯ
Песня "Suzy Q" с дебютного альбома открыла Creedence дорогу в большой шоубизнес. 11 октября 1968 они впервые выступили в Нью-Йорке в зале Fillmore East в одной программе с Beach Boys и The Turtles. Известный нью-йоркский критик Фред Кирби описал их выступление: "Creedence Clearwater Revival, поднявшиеся высоко с песней "Suzy Q", произвели приятное впечатление оба вечера. У Фогерти отличный блюзовый голос и он мастерски играет на гитаре, часто как на мандолине. Он также умеет эффективно пользоваться отдачей зала. Остальные три музыканта в группе - барабанщик Дуг Клиффорд, бас-гитарист Стю Кук и ритм-гитарист Том Фогерти - тоже сильные исполнители. Их "Сьюзи Кью" - допольно продолжительный номер с длинной инструментальной частью, дающей Джону Фогерти возможность отличиться."
Когда "Suzy Q" достигла продаж полмиллиона экземляров, Сол Заенц из Fantasy Records устроил для группы "полузолотую" вечеринку. Однако следующий сингл "I Put a Spell on You" не поднялся выше 58-й позиции в чартах, а сам альбом продавался весьма медленно и достиг макмимум 52-го места. Несмотря на праздничное настроение, группа задумалась, что делать дальше. Иметь один хит было маловато для продолжения карьеры. У Джона Фогерти была любимая в то время присказка: "Вы как хотите, а я на мойку машин не собираюсь возвращаться."
И Криденс стали собирать материал для следующего альбома. В то время они уже добавили в свой концертный репертуар "Born on the Bayou". "Это моя любимая вещь Криденс," - говорил Дуг двадцать лет спустя. "Мне просто нравится этот ритм. Она появилась во время импровизации в Shrine Auditorium в Лос-Анджелесе. Парни заказали тогда новенькие усилители Kustom. У них были потрясающие высокие и средние частоты, гитара просто выпирала. Парни пробовали эти новые усилки, а у меня не было никакой игрушки. Я начал настукивать этот ритм, Джон заиграл этот рифф, так и началось."
"Рифф появился прежде, чем слова," - соглашается Фогерти, хотя согласно его воспоминаниям, это произошло на саунд-чеке (настройке перед концертом) в Авалоне. "У нас вышел первый альбом, но я был готов наделать еще серию песен. Я заиграл этот рифф, потом крикнул Стю: "Играй эти ноты на басу. Дуг, продолжай этот ритм. Том, бренчи в промежутках между ударами. Все остаются на "ми"." Я молотил этот рифф, выкрикивая бессмысленные звуки (я пишу кучу песен таким способом). Ощущение было обалденное... Ощущение было определенно южное с "болотной" гитарой с вибрато."
"Я даже не могу выразить, какой кайф играть эту песню," - добавляет Клиффорд. "Это почти как секс. Я сказал: почти."
"Born on the Bayou" ("Родом из Байю") задала тон не только следующему альбому, но и фактически всей дальнейшей карьере Джона Фогерти, поскольку содержала в себе привкус легендарного Юга. Bayou (произносится "Байю") - это болотистая местность. Слово часто употребляется на Юге США. Байю характерны для дельты Миссисипи, испещренной множеством рукавов с островками соляного происхождения. Это место в штате Луизиана прозвали "Страна Байю" (Bayou Country). Эти места считаются у американских музыкантов священной родиной блюза.
Со скелетом новой песни Джон принялся писать музыку для нового альбома. Он научился использовать свою бессоницу, плодотворно сочиняя по ночам, и эта привычка сохранилась у него на всю жизнь.
"Я написал в 1968 много песен одну за другой. Сочинял по ночам, и помню, в одну из таких ночей был убит Бобби Кеннеди. Я увидел эту новость поздней ночью. Они показывали это снова и снова. "Bayou", и "Proud Mary", и "Chooglin'" - все были написаны в те ночи. Должен сказать, как раз в то время и родился этот миф о болотах байю - в небольшой квартире в Эль Серрито. Было очень поздно, и я был наверно в горячечном бреду от постоянного недосыпания. Помню, подумал, что было бы круто как-то связать все песни одной идеей. И мне пришло в голову создать миф об этом месте."
В интервью 1993 года Джон рассказал, как понял, что альбом станет сильнее, если связать в нем весь материал. "Это почти как гордиев узел или ключ к тому, что случилось дальше. Когда я писал эту вещь, до меня дошло, что энергии в этом гораздо больше, чем на одну песню. Если придумать способ связать все песни в альбоме, получится более интересный и мощный образ."
Музыкальная ссылка, которую Джон открыл как для альбома, так и для самой группы, базировалась на пейзажах Юга, которые он знал из своих любимых записей: "Все те величайшие записи исходили из Мемфиса или Луизианы, или откуда-то из района реки Миссиссиппи. У меня даже была мечта жить там. Я даже не думал о социальном гнете, который испытывали там местные жители. Я представлял себе просто прошлую жизнь, скажем 1807 год, еще не усложненную компьютерами и техникой, которая представлялась мне спокойной и расслабленной. Такие певцы как Хаулин Вулф и Мадди Уотерс внушили мне чувство, будто они были там, у реки. Карл Перкинс сделал свои лучшие записи у реки в Мемфисе. Я всегда наслаждался народными легендами Юга... Марк Твен, Том Сойер, Гекльбери Финн, Река и все такое. Река и Юг казались источником, из которого произошли все эти звуки, откуда все началось."
Происхождение песен, типа "Born on the Bayou", на самом деле носило разносторонний характер, отражая широкие интересы Фогерти. В интервью 1997 года он рассказал, как на эту песню его вдохновила музыка госпел и популярные фильмы:
"У меня была привычка слушать по воскресным вечерам религиозную передачу. По воскресеньям они крутили госпелз, это длилось по два или три часа. Я помню точно, там были Staples Singers и гитара Попса Стаплза. Вот почему я слушал - мне интересны были их гармонии и его манера игры на гитаре. Я, как губка, впитывал в себя все, что было до меня. Попс, и особенно его госпеловское звучание оказало огромное влияние на меня. Мне очень польстит, если вы почувствуете это в моих записях.
Меня притягивали фильмы южные по своей натуре. Фильм The Defiant Ones (Не склонившие головы - другой перевод: Скованные одной цепью) Стэнли Крамер, 1958 года - очень южный фильм. Другой мой любимейший фильм был - хотите верьте, хотите нет - Swamp Fever (Болотная лихорадка). Мне кажется, я подсел на все это прежде всего из-за музыки. А потом обратил внимание и на остальное.
"Born on the Bayou" была о мифическом детстве и о жаркой поре - 4 июля американский праздник День Независимости. Я поместил все это в болота, где я конечно никогда не жил. Сочиняя это, я пытался быть чисто писателем, без гитары в руках, глядя на пустые стены своей квартиры и заполняя их своими образами."
И надо сказать, Фогерти удалось создать настоящий миф, в который поверили и до сих пор верят американцы. Позволю себе лирическое отступление, чтобы показать, как я лично убедился в этом. В 2000-х годах я встречал в Москве молодую американку, которая говорила, что она из Луизианы, из той самой Страны Байю, про которую пели Криденс, и что Фогерти жил по соседству, и ее отец дружил с ним, и он часто бывал у них в доме и держал ее, еще маленькую девочку, на руках... Вот она сила мифов!
"Люди думали, что мы - группа из Луизианы", - вспоминает со смехом Дуг. "Однажды один из моих лучших друзей Дональд "Дак" Данн - великий басист, игравший в Booker T, MG, Blues Brothers и др. сказал: " Я все пытался вычислить, из какой вы, парни, части Луизианы. Когда же узнал, что вы из Беркли - я сжег все ваши пластинки."
Некоторые думали, что члены группы Creedence - чернокожие. "Как-то раз я пошел забирать свой мотоцикл со стоянки," - вспоминал Джон. "А там сидит парень с девушкой. Подхожу и слышу, парень говорит ей: "Криденс идет за своим мотоциклом." А чика ему в ответ: "Да ну! Этот чувак тебе заливает, Криденсы - они черножопые."
"Я частенько играл в то время на органе на Юге, обычно в негритянских гетто," - вспоминал чернокожий клавишник-органист Мерл Сондерс. "И у них была пластинка Creedence в джук-боксе. Когда они включили ее, я сказал: "Это мои друзья с Западного побережья." Эти люди переспросили меня: "Эти братья?" На что я ответил: "Нет, они не братья. Джон - белый парень." Они отреагировали бурно: "Ты чертов лгунишка! Он - наш чернокожий брат, он поет в нашей манере." Я не стал с ними спорить, это было бесполезно. Я только смеялся."
В итоге, интерес Фогерти к глубоким корням южной музыки придал уникальный характер и звучание музыке Creedence Clearwater Revival. Их корни в рок-н-рольном звучании - смеси из блюза и ориентированного на блюз раннего рока 1950-х годов, ритм-н-блюза, рокабили и даже частично кантри - все это мутировало в конечном счете в нечто новое. Они нашли свой голос в образах Юга, к которым Джон едва прикоснулся во всремя своей короткой армейской службы в Форте Брэгг. И имя Creedence Clearwater Revival стало не просто названием, но их сущностью. Они развивались скорее не как четыре отдельных личности, но как одно имя - Creedence Clearwater Revival.
Если "Born on the Bayou" положила начало этим переменам, то "Proud Mary" ускорила их ход. "Когда я написал "Гордую Мэри", у меня даже не было сомнений, что она станет хитом," - говорит Джон.
У него как гора с плеч свалилась, когда получилась эта песня. Потому что с этим названием он играл несколько лет.
В январе 1969 года сначала вышла сорокопятка с альбома "Proud Mary/Born on the Bayou". Многие радиостанции, крутившие до этого "Suzy Q" переключились на новую пластинку, и по эфиру покатилось "Rolling, rolling, rolling on the river". Даже рок-поэт Боб Дилан назвал "Proud Mary" своей любимой песней года. К марту песня поднялась на второе место в Биллборде (первое было безнадежно и надолго занято бабл-гам кумиром тинейджеров Томми Роу с песенкой "Dizzy"). "Proud Mary" разошлась миллионным тиражом и стала первой золотой пластинкой Creedence.
Сам альбом Bayou Country вышел в свет в феврале 1969 и был очень тепло принят критиками и публикой, поднявшись на 7-ое место.
СОСТАВ:
Doug Clifford – drums, bass
Stu Cook – bass, drums
John Fogerty – lead vocals, lead guitar, harmonica
Tom Fogerty – rhythm guitar and backing vocals, except on tracks 9 and 10
ПРОИЗВОДСТВО:
Produced and arranged by John Fogerty
Hank McGill – engineer
Basul Parik – cover art
Malcolm Barker – back cover